на главную страницу>>
 
         
"ОСЕНЬ - ВРЕМЯ ВЫСТАВОК ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
по агропромышленной тематике"

     Интервью с руководителем Департамента науки и технического прогресса Минсельхоза РФ, доктором экономических наук, профессором В.М.Баутиным.

- Владимир Моисеевич! Как составляется ежегодный план выставочных мероприятий Министерства?
- Организаторы выставок обращаются к нам официально с просьбой предоставить их мероприятиям патронаж Министерства. Мы изучаем эти заявки, согласовываем их с отраслевыми департаментами Министерства, встречаемся с руководителями фирм, заключаем с ними соглашения от имени Министерства.
     Наиважнейшим условием включения в план проведения выставок Минсельхозом России
является соответствие проводимых выставок профилю деятельности Министерства. Кроме того, нас интересует актуальность тематического диапазона выставок, какие новые ниши появляются по сравнению с прошлой выставкой; какие новые товары и услуги экспонируются на выставке; каковы потенциальные возможности продвижения их на зарубежные рынки.
     Одним из обязательных условий заключения с выставочной компанией соглашения о патронаже является также предоставление полного отчета о выставке после ее проведения. В отчете должны содержаться сведения об эффективности выставки, о ее содержательной части, сопутствующих мероприятиях. По возможности, желательна информация о заключенных контрактах. Если в рамках выставки проходит конкурс, условия его проведения должны соответствовать нашим требованиям - это еще одно необходимое условие предоставления патронажа. Мы считаем недопустимым существующее в настоящее время положение с проведением многочисленных конкурсов различными выставочными фирмами, с присвоением огромного количества медалей и знаков качества. Считаем, что проблема оценки качества продовольственных товаров является прерогативой Министерства сельского хозяйства и должна решаться с участием представителей Центральной дегустационной комиссии Министерства.
- А Госстандарт?
- С Госстандартом мы всегда взаимодействуем. В настоящее время мы готовим приказ по Министерству о конкурсах и медалях. В конкурсе на Российской агропромышленной выставке будет более 10 номинаций. Конкурсные комиссии будут возглавлять заместители Министра или руководители соответствующих департаментов. Планируется издание второго приказа - по региональным конкурсам. Мы разрабатываем также примерный эскиз медали. На одной стороне медали - логотип выставки. На другой - фирменный знак Министерства сельского хозяйства РФ.
В целях активизации и согласования выставочной деятельности в АПК России в настоящее время в рамках Министерства создается специализированный внебюджетный Фонд по поддержке и развитию выставочно-ярмарочной деятельности АПК "Агропромэкспо".
- Учредителями этого Фонда являются те выставочные компании, которым Министерство оказывает поддержку?
- Нет. Мы работаем с ними через соглашение. В настоящее время продумываем механизм взаимодействия. Ведь мы не просто на бумаге обозначаем поддержку. Министерство в данном случае является полноправным соорганизатором выставки, имеет на ней информационный и аналитический центры, участвует в формировании экспозиции, ее открытии и закрытии, дает приветствие в каталог, проводит конкурсы, помогает организовать сопутствующие учебные мероприятия Но если в грифе выставки есть Минсельхоз, то и отдача Министерству должна быть? Конечно, те фирмы, которые проводят выставки по продовольственной тематике, должны участвовать в работе Фонда, но не как учредители. Для этой цели, как я уже говорил ранее, мы планируем создать ассоциацию выставочных фирм, работающих по агропромышленной тематике.
- Участие в финансировании фонда является одним из условий вашего патронажа?
- Можно так сказать. Но это цивилизованный путь. Фонд является некоммерческой
организацией, учрежденной государственными предприятиями и учреждениями Минсельхоза на основе добровольных имущественных взносов с целью развития выставочно-ярмарочной деятельности АПК и повышения эффективности проводимых выставочно-ярмарочных мероприятий и конкурентоспособности товаров сельхозпроизводителей. При этом в первую очередь Фонд должен представлять интересы Министерства в выставочном бизнесе России. Так принято за рубежом,
по этому пути пошли и мы. Но в то же время мы с помощью авторитета Министерства думаем привлекать спонсоров, например банки и другие внебюджетные источники. Вы же знаете, что в законе о бюджете нет ни строчки по финансированию выставочно-ярмарочной деятельности. Хотя мы пытаемся этого добиться в нашем разделе по АПК.
     Средства будут использоваться только для активизации выставочной деятельности и продвижения товаров и услуг на зарубежные рынки. С помощью Фонда более тщательно будут прорабатываться сроки проведения выставок, определяться способности и возможности выставочных фирм проводить выставочные мероприятия на высоком организационном уровне, будут также проводиться тендеры с целью определения головных операторов-фирм национальных разделов на зарубежных выставках. Фонд - это организация, которая будет усиливать в практическом плане в первую очередь деятельность Министерства по выставочно-ярмарочной деятельности. Существующая сегодня практика в Министерстве, когда с помощью 2—3 человек мы пытаемся справиться с огромным объемом работ по этому направлению, бесперспективна.
     Например, в регионах ежегодно проводится около двухсот выставок, около сорока мероприятий федерального и международного уровня, разделы в зарубежных выставках. Эта работа - уже целое направление в деятельности самого Министерства. Возникает также много каждодневных оперативных вопросов. Фонд должен все это качественно прорабатывать. Кроме того, за счет Фонда мы будем оказывать финансовую поддержку участию перспективных отечественных товаропроизводителей в зарубежных выставках.
- Что можно сказать о координации региональных агропромышленных выставок?
- Так получилось, что в нашей отрасли три выставки федерального уровня: Российская
агропромышленная выставка в Москве (октябрь), Всемирная ярмарка "Российский фер-
мер" в Санкт-Петербурге (август-сентябрь), "Российский лен" в Вологде (март). По каждой из этих выставок принимается Распоряжение Правительства РФ, создается Оргкомитет, проводятся все сопутствующие виды деятельности. Две из них проходят осенью.
     Поэтому мы считаем, что сентябрь - октябрь - это время мероприятий федерального уровня в выставочном бизнесе по агропродовольственной тематике. Ну какой смысл проводить выставку в регионе, например, в октябре, если в Москве в это время проходит основная агропромышленная выставка? Регион ведь сам себя представляет в виде коллективного стенда на Российской агропромышленной выставке. Ясно, что на ней будут представлены лучшие региональные предприятия, а кто же будет принимать участие в регионе?
- Но осень издавна является временем подведения итогов сельскохозяйственных работ после окончания сезона, временем выставок и ярмарок, проведением "Дней урожаев".
- Да. Поэтому мы и советуем региональным компаниям проводить свои выставки в ноябре, особенно на юге. Невозможно провести качественно выставку в регионе через неделю после Российской агропромышленной недели в Москве.
- Кто в Министерстве сельского хозяйства может принимать решение о патронаже выставки?
- Выставка считается под патронажем Министерства сельского хозяйства РФ, если издается приказ министра по этому поводу. Рекомендации даются соответствующими отраслевыми департаментами, а координирует всю эту работу департамент науки и технического прогресса. Мы стремимся к тому, чтобы исключить принятие случайных решений о поддержке Минсельхозом РФ выставок-ярмарок по агропоодовольственной тематике.

"Удача ЭКСПО" №2 2001
Беседовала С.Иванова