На главную страницу>>
 Грустные мысли о главном       

Выставочный бизнес России накануне XXI века

Россия входит в XXI век. В мае будущего года русским торгово-промышленным выставкам исполнится 172 года. Солидный возраст. Точка отсчета - "Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий", состоявшаяся в Санкт-Петербурге в 1829 году.
Подсчитать, сколько выставок прошло в России в XX веке, совершенно невозможно,
хотя бы потому, что за это время менялись не только границы, территория и политический строй, но и само название страны. Известно лишь, что в первом году XX века в Российской Империи состоялось восемь выставок, в их числе: Всероссийская рыбопромышленная выставка в С.-Петербурге, Московские выставки мебели и птицеводства, Юбилейная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Минске, Сибирская охотничья и промышленная выставка в Омске, Рижская промышленно-ремесленная выставка, Кавказская (Тифлисская) сельскохозяйственная и промышленная выставка, а также выставка Крымского плодоводства в Симферополе. Как видим, четыре из восьми названных мероприятий сегодня можно было бы считать зарубежными.
Разумеется, в первом году века наступающего выставок у нас будет побольше - раз
в сто. Прогресс налицо. Но, увы, лишь по отношению к 1901 году. Любое сравнение с со-
временной выставочной жизнью зарубежных стран наводит на грустные и непраздничные мысли.
За десять лет своего развития торгово-промышленные выставки новой России испытали и невиданный взлет и падение. В течение пяти первых лет число их множилось в геометрической прогрессии, причем процесс этот шел по вполне нормальным рыночным законам, пока рынок не насытился и не началась конкуренция - жесточайшая,
на выживание.

Еще два года назад можно было с чистым сердцем сказать, что у нас созданы национальные имиджевые выставки, в которых участвуют все лидеры рынка плюс крупнейшие зарубежные компании. Одни из них, такие как "Продэкспо" или "Мебель", прочно встали на ноги. Другие - "Автосалон", "Comtek", "World Food" - сдали свои позиции, причем дело не только в том, что сократилось число их участников, - они просто перестали быть барометром рынка, присутствие на них для лидеров отрасли перестало быть обязательным.

Два года назад никто не сомневался, что в России, как в Германии или Италии, формируется институт серьезных специализированных выставок: "Интерсладости", "Чай и
кофе" и пр. Сейчас и они, если и движутся, то только в обратном направлении - на спад.
Но самое опасное явление - попытки подрыва влияния состоявшихся национальных
Смотров уровня "Агропродмаш" или "Евроэкспомебель". Не успел высохнуть тираж "Удачи-Экспо", где шла речь о нетерпимой ситуации с дублирующими друг друга агропромышленными выставками, как ITE, новый хозяин "World Food", разослал официальные письма об отказе от услуг компании "Агроэкспосервис", в течение многих лет формирующей российский раздел "Продэкспо" и "World Food". В ответ "Агроэкспосервис" объявил о проведении в сентябре в Манеже собственной
продовольственной выставки - "Роспродэкспо" (с ценами, в 2,5 раза ниже, чем у
конкурента).

Таким образом, осенью нас ждут уже не две, а три претендующие на общенациональный
характер продовольственные выставки ("Роспродэкспо", "World Pood" и "Российская
агропромышленная выставка"). Единственно, что в этой ситуации радует: "Агроэкспосервис" - не случайный игрок, а серьезная, проверенная, пользующаяся доверием фирма, на деле доказавшая) что понимает интересы российского производителя и всегда идет ему навстречу. Корни этих явлений известны. Их достаточно четко сформулировал президент Московской торгово-промышленной палаты Ю. И.Котов: "В деле выставочной конкуренции у нас как нигде царит хаос и нет порядка". Тут ни убавить, ни добавить. Увы, но помощь государства в лице министерств и ведомств до сих пор сводится, в основном, к формальной поддержке, в том числе и конкурирующих мероприятий.
Конечно, не стоит сгущать краски. Есть выставки - лидеры, возвышающиеся как острова в океане хаоса, - те же "Продэкспо", "Здравоохранение", "MITT" и "Росупак". Но их, к сожалению, все меньше. Океан захлестывает. Что ждет выставочный бизнес России в новом веке? Ослабление конкуренции? Компромиссы? Исключено.

Усиление роли профессиональных объединений выставочников? Хотелось бы верить. Что ни говори, но сегодня осталась одна единственная надежда - на четкие правила игры, диктуемые государством и объединениями предпринимателей. Министерствам и ведомствам пора отказаться от официальной поддержки всех выставок, устроители которых ходят по приемным. Пора выбирать и отбирать лучших, причем делать это открыто. А если речь идет о конкурирующих мероприятиях, то из двухили трех придется оставить одно, отказывая даже достойным. Выбрав же выставку, надо принимать конкретные материальные меры по облегчению условий участия в ней российских товаропроизводителей. Что касается объединений предпринимателей, то им, право, давно пора принять кодекс взаимоотношений а выставочном бизнесе, предполагающий активную поддержку достойных и столь же активное, через прессу, противостояние недостойным. В общем, ситуация непростая, работы много. Одно утешение: нынешнее положение столь удручающее, что оно с успехом станет "нулевым уровнем", относительно которого любые успехи в новом веке будут наглядны
и убедительны. Как говорится, есть с чем сравнивать.

А. Беляновский