на главную страницу>>
          Я НЕ ГОРДЫЙ, Я СОГЛАСЕН НА МЕДАЛЬ...

    Что стоит сегодня за наградой выставки? Награды всегда приятны и желанны, тем более - выставочные. В России они имеют давние и богатые традиции.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
     Основой основ выставочного дела в XIX веке как в России, так и за рубежом, всегда была система наград Собственно говоря, родились они вместе с самими выставками Уже в 1829 году на Первой Всероссийской выставке в С-Петербурге Мануфактурный совет при Департаменте мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов выдал 16 больших и 35 малых золотых медалей, 38 больших и 17 малых серебряных медалей, 82 публичные похвалы и 4 денежные премии. На всероссийских выставках награды выдавались изделиям лишь отечественного производства, исполненным из российского сырья и полуфабрикатов Экспонентам могли быть присуждены следующие награды (1882 год) золотые,серебряные и бронзовые медали, почетные отзывы и денежные премии (мастерам, рабочим и «малодостаточным хозяевам небольших заведений»).
     Награды присуждали особые экспертные комиссии, утвержденные Министерством финансов Все медали имели утвержденную форму с изображением Государственного герба Количество их строго регламентировалось Число золотых было ограничено цифрой 110, серебряных - 450, бронзовых -800. Почетные отзывы не считались Диплом, удостоверяющий получение наград выдавался от имени Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов Более того, независимо от присуждения выставочных наград экспертные комиссии имели право входить с ходатайством к Государю Императору о пожаловании экспонентам, «оказавшим особые на поприще отечественной промышленности заслуги» государственных орденов и медалей, а также права изображать на вывесках и изделиях изображения Государственного герба.
     Медаль выставки подтверждала безупречное качество товара и авторитет фирмы и потому ценилась намного дороже золота из которого была сделана Изображение медалей и гербов помещалось на все, что так или иначе было связано с удостоенным этой чести изделием - на этикетки, упаковку, в рекламе, плакатах, прейскурантах и т.д

В ПЕРЕВЕРНУТОМ ЗЕРКАЛЕ

Сегодня выставочные награды ничем не походят на своих предшественников, разве что - круглой формой медалей По существу они живут сразу тремя жизнями - накладывающимися, но не пересекающимися друг с другом. Первая жизнь - официально-виртуальная. Здесь медали выглядят значительно, гордо и недоступно По статусу напоминают ордена, присваиваются лучшим из лучших. Вторая жизнь протекает в офисе экспонента Медаль с выставки он привык рассматривать как дополнительный ресурс рекламной компании Не зная, чем еще привлечь покупателя, на этикетки и упаковки он помещает изображения всех полученных наград Так, на этикетке виноградного лимонада «Ранова» можно познакомиться с двумя логотипами Нижегородской ярмарки (лауреат 1996 г и дипломант 1997 г), серебряной медалью выставки «Покупайте Российское» и логотипом «Российских продуктов питания» (дипломант 1997 г) Случай характерный Как известно, те или иные дипломы, в первую очередь благодарственные, на выставках выдают всем участникам, и все они, при желании, могут считать себя "дипломантами".
Принимая решение об участии, многие руководители, не мудрствуя лукаво, прямо спрашивают устроителей: медаль давать будете?
Последняя жизнь, выставочная, безраздельно принадлежит организатору. Они прекрасно понимают насколько выгодно вкладывать деньги в изготовление медалей Сотни потенциальных экспонентов задумаются ехать ли им на выставку, если в стоимость участия заложена золотая медаль, «знак качества XXI века» или звание лауреата очередного конкурса элиты российского бизнеса Сотни задумаются - десяток приедет.
Изображение медали или логотипа на миллионах упаковок само по себе есть уникальная по охвату и масштабу рекламная компания, причем без копейки затрат. И, наконец, использование тех же изображений в рекламе товара-победителя выводит выставку на телеэкраны и первые полосы ведущих газет Самый яркий пример - телевизионный ролик «Московской кофейни на паях» (осень 1999 г), главным героем которого стала медаль выставки «Гурман» Стоимость прямой рекламы выставки такого масштаба, с учетом всех 90-95%-х телевизионных скидок, выйдет за рамки сотни тысяч долларов Феноменальная отдача и феноменальная рентабельность для сувенирной продукции.
Понятно, почему медаль в наши дни стала привычным атрибутом любой выставки, почти что приложением к счету-фактуре Дискредитация выставочных наград идет полным ходом Увы, но в условиях, когда их штампуют все желающие, иного и быть не может.
Система наград, призванная стать важнейшим стимулом выставочной активности, в большинстве случаев не только не играет своей роли, но и дискредитирует те немногие медали, что пока имеют реальный вес и достаются с большим трудом.  Речь, прежде всего, идет о наградах конкурсов, проводимых аккредитованными комиссиями, такими как Центральная дегустационная комиссия «Кондитерские изделия» при НИИ кондитерской промышленности.
Можно ли исправить ситуацию?  Скажем прямо - сегодня это вряд ли возможно. Лучший выход из создавшейся ситуации - введение единой государственной системы выставочных наград, предусматривающей:
- присвоение наград только по результатам конкурса, проводимого независимой
комиссией, аккредитованной в соответствии со специальным постановлением Правительства РФ приказом руководителя Госстандарта РФ или отраслевого министра,
- строго лимитированное количество медалей одна «гран-при», три золотых, шесть серебряных и двенадцать бронзовых на каждые 100 экспонентов, оплативших не менее 50% официальной стоимости участия в выставке,
- отсутствие каких-либо требований к количеству наград по отдельным номинациям (все по заслугам - в одной номинации могут быть две золотые медали, в другой - лишь одна бронзовая ), 
- жесткие требования к выставке, претендующей на право иметь награды не менее 3 лет проведения, нетто-площадь не ниже 5000 кв м (в регионах - 2500 кв м ), не менее 100 участников - производителей, положительные заключения отраслевых объединений предпринимателей
- единый стиль оформления, размещение изображения Государственного герба.
Контроль за выдачей прав на эмиссию выставочных наград может быть возложен на аппарат Правительства РФ. Разумеется, эти требования не распространяются на благодарственные и памятные дипломы, а также на иную сувенирную продукцию, не имеющую характера наград.
Настало время вернуть смысл выставочным наградам. Только в этом случае они сыграют свою роль, помогут не только производителям, но и самому выставочному бизнесу России. 

Александр Беляновский
 газета "Удача-Бизнес"

<<на главную страницу