на главную страницу>>
НАЗВАНИЕ: Системы электронной коммерции — ликбез на уровне банальностей
АВТОР: АНДРЕЙ ВАРАВИН
ИСТОЧНИК: DESIGNТУДЭЙ
НОМЕР: #0
ТЕКСТ:

Системы электронной коммерции — тема интересная, динамичная и много обсуждаемая. Цель этой статьи, как и следует из названия, — предоставить информацию тем, кто не успел или не захотел в свое время.  Широкое внедрение систем электронной коммерции стало фактом не только за пределами нашей необъятной Родины, но и непосредственно в России. Вопросы необходимости и форм участия предприятия в системах электронной коммерции приобретают особую актуальность в корпоративной повестке дня. Актуальность подстегивают широко цитируемые факты и цифры из авторитетных источников:
«По прогнозам Gartner Group, к 2002 году в мире будет функционировать от 7500 до 10000 электронных торговых площадок. По мнению аналитиков одного из лидеров рынка систем В2В, компании ARIBA, надвигающаяся революция, связанная с внедрением систем электронной коммерции, в частности, систем В2В, коренным образом затронет все отрасли экономики, разделив рынок на участников процесса и аутсайдеров.
Все хотят быть первыми, и никто не хочет ходить в аутсайдерах. Лучше всего в системах электронной коммерции разбираются айтишные люди вместе с различными категориями бизнес-аналитиков. Последние в числе допущенных к Граалю священной информации —
руководители крупных предприятий, собственно и принимающие решения о внедрении подобных систем.
Формы возможны следующие (классификация, ставшая достаточно традиционной}:
"Business — Business" (В2В),
 "Business — Consumer" (B2C), 
"Consumer — Consumer" (C2C) 
"Consumer — Business" (C2B). 
Появляющиеся регулярно новые "подразделы» являются отражением динамики развития электронной отрасли.
1. Системы Business-Business (В2В)
Системы В2В подразумевают участие двух и более компаний в процессе торговли через Интернет. К примеру, компания может выставить предложение о продаже сырья, получить от заинтересованных в покупке компаний предложения о покупке, подготовить и подписать необходимые сопроводительные
документы, осуществить проведение платежей. Развитие систем В2В, в том числе электронных торговых площадок и бирж, предполагается наиболее перспективным направлением электронной коммерции в России в силу ряда общеизвестных национально-географических особенностей (экономическая структура, направления экспортных и импортных потоков, географические размеры, неразвитость «традиционной» инфраструктуры, в том числе — отсутствие цемента и кирпичей для создания реальных объектов).
2. Системы Business — Consumer (B2C)
B2C представляются наиболее известной формой электронной коммерции в настоящее время. Цель B2C — непосредственная продажа продукции конечному потребителю/физическому лицу. Одним из очевидных преимуществ систем B2C является возможность в значительной мере нивелировать разницу между конечными потребителями продукции, возникающую в сипу их географической удаленности от производителя/продавца. Перспективы — заманчивые. Скажем, возможность для гражданки Н из города Н-ска купить все, что нравится в далекой столице, не покидая города Н-ска. Сложностей тоже много — купить-то можно, а вот довезут ли, и когда...
3. Системы Consumer —Consumer (C2C)
C2C подразумевают куплю / продажу услуг между потребителями /физическими лицами/, осуществляемую с помощью посредника (провайдера). Примерами подобных порталов в Российской части сети являются www. Molotok.ru, недавно появившийся эстетский www.Antiques.ru. Системы подобного рода (это характерно в той или иной мере для всех систем электронной коммерции) позволяют сократить допопнительные расходы, что делает их особенно привлекательными для потребителя.
4. Системы Consumer — Business (C2B)
C2B достаточно редки среди систем электронной коммерции. C2B позволяют покупателю назначить цену за продукцию и осуществить сделку по этой цене. Подобные системы представляют собой своего рода брокера, который ищет продавца, согласного поставить / продать товар по указанной цене. Системы C2B широко известны рядовому пользователю:
это и классический www.amazon.com и русскоязычный www.24x7.ru и многие-многие другие. Формы реализации систем электронной коммерции, направленные на конечного потребителя, многообразны — от сайтов, принимающих заказы через электронную почту и отправляющих товары наложенным платежом, до крупных торговых систем, принимающих платежи с помощью кредитных карт, контролирующих состояние складов, доставку, отслеживающих покупательские предпочтения и так далее. И те и другие имеют своих верных покупателей.  Сегмент C2B более интересен и сложен, в том числе и в силу многообразия существующих исследовательских классификаций.  Что позволяют системы C2B?  Существующие формы G2B (электронные биржи-exchanges, торговые площадки — е-marketplaces) позволяют в значительной мере снизить расходы на закупку оборудования, сырья или, соответственно, на продвижение товаров потребителю. Несмотря на наблюдающиеся в последнее время скачки курсов акций е-С2В, ожидания участников рынка достаточно оптимистичны. Так, по оценкам Boston Consulting Group, в США к 2004 году увеличение прибыли, являющееся следствием внедрения и использования электронных торговых площадок составит 1-2 процента от общего объема продаж, а к 2010 году эта величина возрастет до 6 процентов, и приблизительна составит $1 триллион. Цифры внушают уважение и множат число желающих приобщиться к виртуальному пирогу. По данным Forrester Research, в настоящее время 66 процентов традиционных покупателей и до 75 процентов традиционных продавцов на рынке США либо занимаются непосредственным внедрением систем В2В, либо рассмотривают возможность их внедрения в ближайшие два года.
Основной доход, поступающий от электронных бирж и торговых площадок, связан с осуществлением торговых транзакций и использованием предприятиями новых возможностей для взаимодействия.
Целесообразность создания систем С2В.
Разработка крупных систем С2В реальна для известных компаний, занимающих значительную долю рынка. Выбор времени
и определение целесообразности зависят от позиционирования компании и ее стратегии. При этом, "Ранние» игроки имеют возможность оказать прямое влияние на формирование стандартов рынка электронной коммерции в отрасли, а также непосредственно
воспользоваться всеми преимуществами первопроходцев и первооткрывателей.
К вопросу о формах существования.
Системы G2B [в нашем изложении речь идет о биржах и торговых площадках) существуют как:

— Системы «Один — многим» Один продавец, он же дистрибьютор, продает свой товар многим потребителям. Это одна из первых схем электронной коммерции в секторе С2В. Покупатель не всегда имеет возможность получить лучшую цену, сравнить потребительские качества товаров разных производителей, в силу указанных причин системы в большинстве случаев не подходят для корпоративных закупок. »
— Системы «Многие — одному" Торговая система реализована на стороне потребителя и лишена вышеперечисленных недостатков. Достоинствами являются интеграция предложений разных поставщиков, возможность сравнения цен и потребительских качеств, большая прозрачность, интеграция с имеющимися бухгалтерскими системами, сокращение времени транзакций. Минусами является их сложность и дороговизна. В настоящее время подобные системы являются доминирующими на рынке.
— Системы "Многие — многим» За этими системами — будущее. Подобные площадки обеспечивают мобильность и ликвидность рынка, снижение затрат, гибкое ценообразование.
Выбор формы — как всегда, дело вкуса и вопрос потребностей. ?> Стратегия успеха:
— анализ рынка и выработка эффективной бизнес-модели;
— четкое определение структуры отношений с потенциальными участниками / партнерами;
— решение технологических вопросов, стандартизация, обучение персонала;
— гибкость;
— информационная работа с участниками / партнерами;
— предоставление широкого спектра value-added services;
— контроль за ситуацией в отрасли;
— выбор грамотного и квалифицированного имплементатора.